Print

ТАК КТО ЖЕ ТАКАЯ БАБА ЯГА?!http://рцпс.рф/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit

Опубликовано в Регионы

Людмила Машукова

С самого детства детям читают сказки, в которых пугают Бабой Ягой - вспомним жихарку, на лопату посадила, в печь запихнуть хотела. Далее шли сказки уже о том как Баба Яга добрым молодцам помогает, в баньке парит, кормит, спать кладёт, да ещё и добрые советы даёт!

НАПОИЛА, НАКОРМИЛА, ЧУДЕСНЫМИ ВЕЩАМИ ОДАРИЛА

КЛУБОЧЕК, САПОГИ СКОРОХОДЫ

 
 
СПАТЬ УЛОЖИЛА,
СПАТЬ УЛОЖИЛА,

НАМЫЛА - БАНЬКУ СТОПИЛА,

 

 

 
СОВЕТ ДАЛА.
СОВЕТ ДАЛА.
 
 

СКАТЕРТЬ САМОБРАНКА, ШАПКА НЕВИДИМКА, КОВЁР САМОЛЁТ, ДУБИНКА - ПО СЮЖЕТАМ - КОМУ ЧТО НАДОБНО)))))

 

ДОРОГУ ПОКАЗАЛА

И ДЕНЕГ НЕ ВЗЯЛА

 

 

Так какая же она на самом деле - добрая старушка

 
или...
или...
 

 

ИЛИ - СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК! 
ИЛИ О ТОМ КАК НАШИ ГЕРОИ ПОПАДАЛИ В ЗАГРОБНЫЙ МИР! 
Все мы, в своё время, изучали подвиги Геракла, и одним из его последним подвигов было спустится в царство мёртвых и перевести от туда пса Цербера (Кербера). 
До этого только бог Дионис осмелился спустится туда за своей матерью Семелой и Персефона отпустила её, но на выходе велела дать её новое имя Тиона - как заново рождённой. 
У многих народов мира, есть герои, которые спускаются в потустороннее царство:
Один, у скандинавов, решил посетить прорицательницу, он сел на вороного коня Слейпнира - восьминогого, прошёл по шаткому мосту Бивресту, а затем по дороге к входу в Нифльхейм, далее миновав пса Гарма он попадает в чертоги мрачные - Хель. 
Но он тоже Бог
Спускался в подземное царство и Митра - но он тоже БОГ. 
В поэме Гомера описывается как Одиссей поплыл на севр, к краю мира И там в стране холода и тумана, где в постоянных сумерках живёт племя киммерийцев, в храме, на слиянии рек Коцит, Флегетон и подземный Ахерон Одиссей, принёс Аиду и его жене Персефоне жертвенную чёрную корову и чёрного барана. Что было дальше - может почитать Гомера. Самое древнее предание - записанное - Шумерское - там богиня неба Иннана спускается в подземное царство своей сестры Эрешкигаль- богини смерти. Спускались под землю и такие богини как Геката и Персифона. 
А ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СЛАВЯНСКОЙ БОГИНЕ ПОДЗЕМНОГО МИРА?
Я О БАБЕ ЯГЕ?)))
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТСЯ!!!
Только сначала попрошу забыть всё плохое, что Вы про неё слышали - если долго на белое говорить чёрное, то и ...
НАЧНЁМ С ИМЕНИ - ЯГА! 
Ну во первых, не такое уж это странное имя - в стародавние времена очень даже распространенное. В Польше например вообще была династия королей Ягеллоны, родоначальник этой династии Князь ЯгАйло, внук Гедимина. сын Князя Ольгерда и тверской княжны Иулиании.
да и женские имена были - Яга, Ягишна и Ягенка (причём звали ласково Ягуся) 
А ещё были и варяги - ВАР -ЯГИ)))

Есть поговорка - ЯГАТЬ - ЖЕРТВУ ДАВАТЬ! 

ЕСЛИ ПРОЩЕ И КОРОЧЕ, НО ПОНЯТНЕЕ - ЯГА - ЖЕРТВЕННЫЙ ОГОНЬ! ИЛИ ДАЖЕ ВЕРНЕЕ ДОРОГА ИЗ ИЛИ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ ЖЕРТВЕННОГО ОГНЯ. - Я ГА!

 

А ещё, в древние времена - ОГОНЬ КОТОРЫЙ МОЖНО БЫЛО ПЕРЕНОСИТЬ В РУКАХ НАЗЫВАЛИ ЙОГНЬ - К НИМ ОТНОСИЛИСЬ ФАКЕЛЫ, ЗАЖЖЕННЫЕ ВЕТКИ И СВЕЧИ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ЙОГ - ЭТОТ ТОТ В КОМ ЕСТЬ И КОТОРЫЙ НОСИТ В СЕБЕ ВНУТРЕННИЙ ОГОНЬ)))

 

Ну а теперь подробнее. Баба Яга - богиня Мира. Она присматривает за ВРАТАМИ, МИРОВ!!!! Проходы и выходы - и стоит на их рубежах. 

ОНА БОГИНЯ ПЕРЕХОДА МИРОВ!!!!
Потому у неё и ступа с пестом и помелом! 
Летает она знаете ли. А ступу ей Бог. смастерил . 

Да и как не летать, коль везде упоминается, что у неё одна нога костяная - Баба Яга - костяная нога.
А теперь сидите крепко, у всех богов и богинь мира, которые отвечали за переходы из нашего мира в мир другой одна нога костяная - у Гекаты, у Дианы, и даже у Индийского бога Ямы. 
У Гекаты ещё и сандали на ногах железные.
А помните сказку - где баба Яга даёт девице железные сандали - пока она их не сносит - милого дружка не увидит? Ну это так к слову... 
Костяная нога помогает переходу в разные миры, кроме того Яга может превращаться -
Менять свой лик от ужасного до прекрасного, и облик от девочки до старухи, может стать кобылицей и вороной, медведицей и волчицей, иголкой и мотком ниток, берёзой и грибом, цветком в поле и камнем на дороге! ХОЗЯЙКА ЛЕСА - и лешие, и лесовики её слушают)))

ОНА ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ, МОЖНО ПО НАУЧНОМУ СКАЗАТЬ, ХТОНИЧЕСКОЕ БОЖЕСТВО!
Божество которое к тому же берегло лес от напрасного поруба, а зверей, птиц и рыб от браконьеров - чтоб лишку не били. 
ДРЕВНЯЯ БОГИНЯ - по этому простоволоса, и волосы распущенны - что по христианским меркам не просто грех, а за это когда то камнями забивали до смерти!
Мало того ей послушны и звери и птицы и она понимает их язык - а за это уже и на костёр можно отправить. 
Есть упоминание в сказках, когда у неё вдруг появляются ЕЩЁ ТРИ ПАРЫ РУК, А ПОТОМ СДЕЛАВ ДЕЛО ИСЧЕЗАЮТ В НИКУДА)))

Все кто ищет ответов и советов идут к Яге. 
И живёт Яга опять же на рубеже - на опушке - и не лес и не поле. Дом на курьих ножках и огорожен тыном.

На тыне черепа, конские и человеческие. И повёрнуты на прихожего.

Правильно, а куда ещё должны смотреть?
Если вы посетите южную Корею - там почти возле каждого дома идолы деревянные стоят и на входящего смотрят и вырезают их с устрашающими рожами - чтоб злых духов отпугивали)))
Дом её может поворачиваться, ну это как раз не чудо, русские ветряные мельницы тоже поворачивались - в какую сторону хочешь в такую и повернёшь. Но правда поворачивались по делу а не по слову. Это говорит о том, что Баба Яга за ветром следила - откуда дует!
Далее у Бабы Яги есть и домашние животные кобылицы. Которых пришедший герой жених пасти должен и чтоб не разбежались. 
Как раз насчёт женихов. 
Сколько дочек у бабы Яги?

 

 

По Одним сказам 12, по Другим 7, а по третьим 3
Точно известно 
о Василисе Премудрой - травнице и целительнице, 
о Марьи Искуснице - ткёт, шьёт и стряпает,
о Елене Прекрасной - ничего не делает - просто красивая и за её красоту дерутся....
о богатырше Синеглазке - стоит за правого и выручает героя из всяких передряг.
Там есть ещё упоминание о ОЛЬГЕ, АННЕ...

Самое интересное, что даже если и сватались женихи к дочкам, и задавала она женишкам задачу, то исполнить они её могли только в том случае если какая из дочек помогла бы. 
Проще говоря - влюбилась девочка и согласна за женишка замуж идти - поможет, а нет - значит нет .

Силком не увезешь и из леса не выберешься, ну а если уж дочка муженька к мамке за помощью отправила - то конечно и покормит и поможет. 

Кто может сказать, но позвольте - а как же гуси лебеди?

Воровала детей!
Где уж тут добрая.

 

ЯГА - БОГИНЯ СОБИРАЛА, ПО ВСЕМУ МИРУ, ДУШИ ДЕТЕЙ И ПЕРЕПРАВЛЯЛА ИХ В ДРУГОЙ МИР!!!
ВЕРНЕЕ СОБИРАЕТ И ПЕРЕПРАВЛЯЕТ!!!
А давайте рассмотрим сказку поближе! 
И всё станет на свои места.
И так родите уехали, девочка осталась с братиком одна.

 
 

 

Заигралась и забыла про братика - гуси лебеди и утащили. 

Перевожу - заигралась, не досмотрела - мальчик и погиб - ПРОЩЕ ГОВОРЯ УМЕР!!!!
По традиции у славян считается, что души детские приносят в этот мир АИСТЫ, а забирают из этого мира - ЛЕБЕДИ!

И так лебеди забрали, нужно вернуть душу мальчика, пока ЯГА не перевала его через врата И ЧЕРЕЗ МОСТ! 

А ТЕПЕРЬ ВНИМАНИЕ! 

ЧТОБ ПРОЙТИ В ДРУГОЙ МИР НУЖНО ПОМЫТЬСЯ - БЫТЬ ЧИСТЫМ, И ПОЕСТЬ ОСОБОЙ ПИЩИ!
Во многих мифах других народов - нельзя ни чего брать со стола, в том мире и есть, иначе навечно можно остаться там!

У человека попавшего в тот мир есть 3 дня, чтоб вернуться. Крайний срок 7 - на 8 день уже вс ё - навсегда там останешься и тело умрёт. 

И так баба Яга приняла мальчика - его душу! 
Она должна его помыть и накормить.
Помыть в печи - или в бане. 
Ребёнок маленький, можно и в печи.
Сестра приходит за ним. 
Так ей никто душу не отдаст, и она её крадёт. 

Когда убегает производит магические манипуляции. 

Первое бросает ветку, по другой версии гребёнку и ветка оборачивается лесом густым при густым, высоким при высоким - корни уходят глубоко вершины поднимаются высоко. баба Яга пробирается через эту преграду.
Далее девочка бросает камень - камень превращается в горы, от земли до неба с неба до земли.
Горы каменные запоры железные - баба Яга пробирается и через это препятствие.
И тогда девочка разливает воду - другая версия - бросает рушник и тогда появляется река глубокая и шиииирокая. Яга не может через воду перебраться и улетает домой. 
Девочка с мальчиком вернулись - а проще душа вернулась в тело - мальчик ожил и был послушным.
История с Яблонькой и печкой - поздний вариант сказки, но речка молочная с кисельными берегами - осталась - кисель на поминках пьют. 
Сказка - скажите ВЫ. 
И будете правы и не правы. 
Когда то, согласно традиции наших предков, возвращаясь с погребального обряда, наши пердки клали сзади себя сначала ветки, потом камни, потом лили воду! При этом говорили - Как на небе три звезды - на дороге три черты....."

У моей мамы есть дача, на даче печка, и туда ей все знакомые отдают разные журналы старые - на растопку. Когда то я там нашла заметку - про похороны у чукчей в журнале . 
Они сжигали покойника, причём при этом все радовались, пели и плясали - говорили. а чего плакать - он теперь в другом мире и там будет молодеть. пока совсем не станет маленьким и тогда снова родиться. Сначала они подрезают мышцы и сухожилия - чтобы в огне человек не сел - при сокращении мышц и не махал от туда руками. 
После того как сгорит, кости собирают и хоронят. 
А когда возвращаются назад - самый старый кладёт на дорогу ветку, камень и льёт воду. 
А когда все подходят к чуму всем на руки льют воду. воду льют так же на голову.

Причём здесь чукчи и славянский обряд? При том, что достался он им от славян - наших!
Поморов, которые туда плавали ещё во времена оные! 
У них - чукчей и предание есть про народ ХИРТЯ, СИРТЯ - СИТЬХА - 
Но если учесть, что они плохо говорили и плохо выговаривали. то скорее народ это себя называл - СИТХА. - был тот народ белокож и голубоглаз! 
Жил тот народ к горах и занимался рудным делом. 
ЛЕЧИЛ МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ И ПОМОГАЛ ИМ. 
Причём само население по преданием пришло на эти места позже поселившихся здесь ситхов. 
Время от времени ситхи ходили в стойбища и забирали голубоглазых детей - если таковые рождались у местных женщин - видать не только лечили))) 
О городах в горах есть упоминание в Новгородских летописях 1096 г !!!!

"Ходят по подземелью иною рекою день да нощь со огни, и выходят на езеро, и над тем езером свет пречюден, и град велик стоит над тем же езером, а посада нет у него: и коли поедет кто ко граду тому, и тогда шум велик слышати в граде том, как и в прочих градех; и как приидут в него, ино людей в нем нет, ни шуму не слышати никоторого, ни иного чего животна, толико во всяких дворех ясти и пити много всего и товару всякого, кому что надобеть, и прочь отходят; а кто без цены возмет и как прочь отойдет, и товар у него изгинет, обрящется пакы в своем месте; и как прочь отходят от града того, и шум паки слышати, и как и в прочих градех. "

НАШ ПОСТРЕЛ ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ - ЕСЛИ УЖ ДО ИНДИИ ХОДИЛИ. СТОИТ ЛИ ТАК УДИВЛЯТЬСЯ, ЧТО И НА СЕВЕР - НА ВСТРЕЧУ СОЛНЦА ХОДИЛИ!

ДА ПРОДОЛЖИМ!

Вот, что мы можем прочитать в книге "Старинные Чешские Сказания" Алоиса Ирасека - он писал их по чешским летописям. ЗДЕСЬ ОПИСЫВАЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ ОБРЯД!
" Облекли умершего Чеха в новые одежды: сборчатый плащ, сукню, опоясанную широким поясом, сверкающим коваными цепочками и пряжками, разукрашенные штаны.
Надели на него сапоги, а на седую голову – соболью шапку. 
И, совершив все это, посадили перед закатом солнца старого Чеха на высокий костер, на покрытые шитыми покрывалами бревна, в тенистой роще, под сенью старых, развесистых лип и дубов, у перекрестка трех дорог, где всегда погребали умерших. 
Затем принесли мед, ароматные травы и фрукты, принесли также хлеба ковригу, мясо и лук и положили пред ним; принесли и оружие – копье, черный щит и меч – и все положили с ним рядом. 
Зарезали курицу и петуха и бросили их на костер.
Затем самый близкий по крови ему человек запалил сухое полено. Держа его в правой руке, повернувшись спиной, подошел он к костру и, пока костер не зажег, все держал левую руку свою за спиной. 

Когда же костер разгорелся, подходили все остальные и бросали в яркое пламя горящие головни. 

Подул сильный ветер, костер затрещал, пламя высоко взметнулось, дым повалил столбом и окутал величавую фигуру мертвого Чеха, что в последний раз восседал перед своим племенем. Вокруг раздавались стенания, плач, звучали погребальные песни. 

Костер потух.
Тогда собрали кости и пепел, положили их в урну и вместе с оружием Чеха и его украшеньями опустили в могилу.
А над могилой насыпали холм, высокий курган. Когда же в сумерках возвращались чехи с погребенья из темнеющей рощи, ПОДБИРАЛИ ОНИ С ЗЕМЛИ КАМНИ, ВЕТВИ И ЛИСТЬЯ, И КАЖДЫЙ, НЕ ОБОРАЧИВАЯСЬ, БРОСАЛ ИХ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ."

Ну а про волшебные вещи, которые хранились у Яги в сундуке может позавидовать каждый:
шапка невидимка, ковёр самолёт, скатерь самобранка, волшебные жерновки, дудка самогудка, сапоги скороходы, дубинка, тарелочка и наливное блюдечко, гусли самогусли, путеводный клубок ниток, волшебное пёрышко, на прикрывающие шахматы))) 
И она могла указать дорогу, а могла и на нос сливу посадить)))

у Яги ещё и МЕЧ КЛАДЕНЕЦ и она его не просто так иногда на пояс вешает и дочь её богатырша ворота от чудищ, матери охранять помогает, чудищ, что в эти ворота нет нет да проползти хотят 
Кла - де - нец, Ве - нец, Ко - нец - что-то завершающее или оканчивающее или ограничивающее... Вообще то раньше конец имело несколько значений. Одно из значений было КРАЙ))) Кладенец - страж-граница между жизнью и смертью, и одна из дочек её обслуживает)))

А теперь просмотрите, парнишка, то биш богатырь, приходит к Бабе Яге, от него пахнет русским духом, она его моет в бане - как перед смертью. Кормит едой не человеческой и пропускает в страну, если можно так сказать " не совсем обычную" При этом награждает такими вещами, что как говорится - не в сказке сказать, ни пером описать. И такие вещи на базаре не купишь даже если у тебя все карманы в золоте. И активируются все эти волшебные вещи - словом!

А ВООБЩЕ Я ДУМАЮ И ТАК УЖЕ ВСЁ ПОНЯТНО!

А ТЕПЕРЬ, ГДЕ ЖЕ ОНА ЖИВЁТ?!

В избушке на курьих ножках!

Курицей называли и сейчас называют деревянные сваи под срубами! На курицах стоят до сих пор лабазы в Сибири у охотников! И не надо ничего выдумывать!

Такие же лабазы на севере возводили повсеместно и сейчас до сих пор возводят! Именно на курьих ножках

 
 

 

 

 

ИЗБУШКА, ИЗБУШКА, ПОВЕРНИСЬ К ЛЕСУ ЗАДОМ КО МНЕ ПЕРЕДОМ))) 

И СРАЗУ СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСНО, А ГДЕ ТО У НЕЙ ПЕРЕД, КОЛИ ОКОШЕК В ИЗБУШКЕ НЕТ!? 
Вот давайте и посмотрим, что ж нам про избушку известно. 
Стоит на опушке. На ножках курьих и вертится. ВЕРТИТСЯ!!!!
А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАК НА ОПУШКАХ КОГДА ТО СТОЯЛИ РУССКИЕ ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ. Эти мельницы не походили на голландские, они были удивительные.


Так как они располагались чаще всего в лесу на опушках, то они крутились - их поворачивали в зависимости откуда дул ветер!!! Такую мельницу могли поставить в нескольких вариантах. Нам нужна та, что стоит на курьих ножках! Под описание подходит первый вариант! Представим 4 курьи ножки по бокам, и центральный столб. 

Чуть отступлю, но по теме. 
Как то разговорилась с молодым "учёным фольклористом" , он мне заявил, что мельница у славян была местом тёмным, там нежити собирались. 
Я его спросила - от чего это он так решил. Он мне в ответ - А вы разве не знали, что мельницы на покойниках ставили, они под мельницу мертвецов закапывали! 
Я чуть не упала))) Вот, что значит смотреть на всё с одной точки! 

А на самом деле всё по другому - мельница была местом СВЕТЛЫМ, хоть иногда в заговорах её именуют ЧЁРНАЯ МЕЛЬНИЦА!!!
А мертвяка да закапывали, и правильно сказал мельница на МЕРТВЯКЕ СТАВИЛАСЬ! 
ТОЛЬКО ТАК НАЗЫВАЕТСЯ БРЕВНО ПОВОРОТНОЕ!!!
Выкапывается яма, в земле, туда закапывается мылый сруб в него вставляется толстое бревно - МЕРТВЯК. на мертвяке на верху крепится платформа. на платформе рубится сруб - сама мельница. Нужно мельницу повернуть берём и поворачиваем. Только поворачиваем физически - делом, а у ЯГИ она поворачивалась словом. 

И ТАК БАБА ЯГА ЖИЛА НА МЕЛЬНИЦЕ!!!! 
ПОТОМУ В СКАЗКАХ УПОМИНАЕТСЯ, ЧТО ОНА ЗВЁЗДЫ МОЛОЛА)))
Посмотрите пожалуйста на рисунок, перед вам типичная изба Бабы Яги.)))

 
 

 

Только лестницу можно убрать. Скорее всего она на ступе из трубы вылетала - ПО СКАЗКАМ

А гости по бревну забирались приставному)))

Старая мельница, крутится, вертится - это как раз про неё, крутилась именно мельница! 

ЕЩЁ РАЗ - эта мельница русская! 
Отличается от голландских именно тем, что может сама крутится! 
В этой мельнице нет жерновов!!!!
В ней стоит бревно - толчея, на которой зубья!!!! Толкач муку покажет - это как раз про него))
Эти то зубья и "грызут" зерно - разминая его! 
От того когда то русская мука и ценилась - из неё хлеб другой получался - вкуснее! Это так к слову, чтоб понятнее было, что за толчея такая и что за мертвяк! 
Намного позже на такие мельницы были поставлены жернова.

Эта мельница сама как карусель крутилась! Воротилом поворачивали))) 

НУ И РАЗ ТАКОЙ РАЗГОВОР ПОШЁЛ, СДЕЛАЮ ПОДАРОК - ЗАГОВОР НА ЧЁРНУЮ МЕЛЬНИЦУ - ДОМИК БАБЫ ЯГИ )))

«Зерно к зерну наливалося, колосилося, сжиналося, в ладонь собиралося. Делишь ты с людьми радости и горести. 
Слёзоньки тобой заедают, зелено вино с тобой выпивают. 
Было ты зерно золотым, стань ты зерно заговорным. 
Забери к себе горе горькое, вобери в себя разоры и хворы, раздели беду да на зёрнышки, с моего сердца ретивого, да моей души, тела белого, с тела верного, с пути вольного.
Выйду я к Морю Окиану, к Острову Буяну, пойду не своими ногами, пойду своими словесами, на Стрибожию Чёрную Мельницу, 
Ветровую отшельницу, скудельницу, судельницу. 
Каруселью мельница вертится, ветрами, мертвяком крутится. 
Водилом крылья поверну.
Толчея пошла, зубья шевеля. 
Сброшу я с рук зерно, пусть зерно толкётся и трётся, зубьями перетирается.
В крупу, в муку обращается. 
Ой ты матушка Чёрная мельница, ведовская отшельница, ты хранительница, повелительница. 
Ты хранишь людские желания.
Ты скрепишь, поёшь в заклинании. 
Я ложу в зерно всё отчаяние. 
Разорви его, растолки его, разгрызи его, перетри его, обрати его. 
Соберу муку по ветру пущу.
Ты лети мука, муку унеси. 
Муку унеси, слёзы высуши. 
Ветер подхватил, по ветру пустил.
Горе разметал и тоску забрал, беду разорвал» 

ИЛИ ТАК: " Пойду я (имя) к мельнице ветряной, я на мельницу поднимусь, дядьке Стрибогу поклонюсь. Дядька Стрибог помоги лопасти мельницы раздуй-раскрути.
Брошу я (имя) зерна, пусть в муку все перемелется, все печали да кручины, да худые годины, да злые язычины прахом падут по ветру уйдут. 
Я (имя) муку в горсть соберу, да по ветру на все 4 стороны пущу, ты дядька Стрибог муку подхвати да за черные горы, в болота гнилые отнеси, да там их положи, пусть там живут-поживают меня (имя) отныне не донимают. Да будет так!"

В последнее время, почему то стали путать Бабу Ягу с богиней Мокошью. Этого делать не стоит, они разные. Совершенно разные! У богини МОКОШ - крылья белые - у Бабы Яги крыльев нет.

МОКОШ НА ПОЯСЕ НОСИТ КЛЮЧИ ОТ НЕБЕСНОГО КОЛОДЦА, КОГДА ОНА ЕГО ОТКРЫВАЕТ И ЛЬЁТ ИЗ НЕГО ВОДУ НА СВОЁ ПРАВОЕ КРЫЛЫШКО НА ЗЕМЛЕ ДОЖДИК ИДЁТ.

Мокош прядёт нити, что соединят людей с богами - то есть не просто нити, а нить каждого человека на своё веретено.

Когда нить обрывается - человек умирает, Баба Яга за души людей вообще не отвечает - она помогает душам детишек до 7-9 лет.

Её лебеди их по всему миру собирают и к ней привозят!

 

А КАК ЖЕ ЖИХРАКА, КОТОРОГО НА ЛОПАТЕ ДА В ПЕЧЬ? Или сказка как Баба яга в котле детей варит? Или песня, про Ваню, которого в лес утащили, в горшочке с капусткой скрошили и сварили.

И здесь всё просто, когда то, очеееень давно существовал в народе такой обряд - Криксу пугают.

Берут ребёнка малого до 5 - 7 лет, (если ребёнок ОЧЕНЬ капризный, плаксивый, или ОЧЕНЬ агрессивный, не послушный, плохо растёт – считается, что у него криксы – бесята, которые ему мешают расти и радоваться жизни, тогда их – бесят, ПУГАЮТ)

Веди ( ВЕДУНЬЯ - называйте как хотите) бёрёт большой котёл (были раньше такие в них свиньям варили), ставит его перед божничкой – в правом углу и или перед устьем печи. На шесток печи кладётся нож, капуста, кусочек сальца, маленький кусочек хлебной закваски и горстка пшена.

В котёл наливается вода горячая – подогретая в печи, такая, чтоб ребёнок мог спокойно сидеть в ней мог (как в ванне).

В котёл садят раздетого ребетёнка, а под котёл ставится чугунный горшок с углями.

Мать в это время находится на улице. Когда мать отдаёт ребёнка бабушке, та даёт матери в руки кочергу.

И вот мать ходит и время от времени стучит в ставни и двери кочергой, и спрашивает: « Бабушка, бабушка, а что ты делаешь?» Та в ответ: »Котёл ставлю!»

 

Каждый вопрос задают по три раза и по три раза повторяют ответ.

 

Через какое -то время снова: « Бабушка, бабушка, а что ты делаешь?»

- Воду в котёл наливаю

Далее те же вопросы и ответы, каждое действие сопровождалось словами

- Костёр под котлом развожу!

- Детёнка в котёл сажу!

- Капустку крошу! – Крошит капусту и кидает в котёл

- Сало в котле топлю! – Сальце в котёл

- Пшено ложу!

Потом веди начинает наговаривать и у ребёнка в котле половником мешать» На Море – Окиане, на острове Буяне, в Бане огненной, стоит котёл большой. В том котле вода ключом кипит, в нём дитё сидит, из него Крикса глядит. Будем Криксу варить, парить жечь и печь. Будем дитятку есть, испугается болесть. Станет Криксе не в мочь, выйдет Крикса прочь.»

Ставят на стол посуду, как для еды.

 

- Бабушка, бабушка, а что ты делаешь?

Далее - бёрётся сито в него кладётся зола и смешивается с солью и начинают пепел с солью сеять в котёл

- Солью солю!

Потом бросают в котёл кусочек хлебной закваски.

« Крикса испужалась, соли убоялась, прочь понеслась. А ты (имя рек) расти большой, большой, крепкой, крепкой. Пепел костям крепкости, сальце телу плотности, вода омывает, соль очищает, капустка упругости, пшено даст года. Расти на дрожжах подрастай!» Потом кричат матери

- Матка, матка – забирай!

Мать бросается в хату, бросает к печи кочергу, выхватывает ребятенка из котла и заворачивает в свой передник. Выбегает из дома и бежит по деревне, но не напрямик к своему дому, она должна «следы запутать». То есть по петлять вокруг домов, или даже обежать вокруг дома или деревни несколько раз.

Сейчас такой обряд давно уже не проводят.

Или был обряд припекания - недоношенного ребёнка или ребёнка рождённого с вывихнутыми конечностями, клали в тесто, тесто заворачивали конвертом (личико оставляем открытым) и клали в протопленную печь. Чтоб маленько пропарился, потом доставали и вправляли ножки или ручки, ключики. Потом туго пеленали, иногда тонкие дощечки привязывали. Потом клали в большой валенок - КАТАНКИ. Вот есть доха - она надевается поверх шубы - в холода. И были такие большие валенки - КАТАНКИ. которые одевались поверх МЕХОВОЙ ОБУВИ - ПИМЫ.

Так вот в валенок и клали и на печь - чтоб тепло было - барокамер же для младенцев тогда не было. 
Ещё пеленали - если ножки кривенькие - выпрямляли.

Сейчас это фольклор

Powered by Bullraider.com